159 Закон категория детей сирот

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

С изменениями и дополнениями от:

8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 17 декабря 2009 г., 16, 21 ноября 2011 г., 29 февраля 2012 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 4 ноября, 22, 31 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 1 мая 2017 г., 7 марта, 29 июля, 3 августа, 25 декабря 2018 г.

Принят Государственной думой 4 декабря 1996 года

Одобрен Советом Федерации 10 декабря 1996 года

ГАРАНТ:

См. Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 настоящего Федерального закона

См. информацию Минюста России "Ответы на вопросы граждан, связанные с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ преамбула изложена в новой редакции

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Статья 12. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 года.

Президент Российской Федерации

21 декабря 1996 года

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования в "Российской газете". Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 г.

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 27 декабря 1996 г. N 248, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 декабря 1996 г. N 52 ст. 5880

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 482-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 500-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2012 г.

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением дополнения в пункт 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, вступающего в силу с 1 января 2010 г.

Читайте также:  Казак елена дмитриевна ярославль

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 апреля 2002 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 17-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Государство оказывает максимальную поддержку сиротам и детям, оставшимся без опеки. Им предоставляется ряд льгот по материальному попечительству. Они вправе получать образование наравне с другими детьми и иметь возможность адаптироваться в социальной среде при содействии государства. Их привилегии закрепляются в федеральных законах РФ.

Кто относится к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

В РФ предусмотрены два статуса для ребенка, оказавшегося без заботы родителей:

  1. Сироты. В эту группу входят дети, чьи родственники, отвечающие за материальный уход и воспитательный процесс малыша, скончались. Получить статус также могут лица, если их родители считаются пропавшими без вести или умершими без наличия достоверных сведений об их кончине.
  2. Ребенок без родительского попечения. Под это определение подпадают те дети, матерей и отцов которых лишили родительских прав в результате ненадлежащего исполнения своих прямых обязанностей в отношении детей. О них заботится государство. Однако права таким родителям могут восстановить, и тогда полагающиеся ребенку льготы снимаются.

Дети, оставшиеся без опеки старших, делятся на 2 подгруппы:

  • до 18 лет;
  • 18-23 года — учащиеся института, университета.

Статус сироты и ребенка, оставшегося без поддержки, получают дети, когда их родственники:

  • лишены родительских прав по судебному решению;
  • утратили дееспособность;
  • прибывают в органах исполнения наказаний;
  • разыскиваются или считаются пропавшими без вести;
  • страдают от неизлечимой болезни, из-за чего не могут выполнять свои обязательства.

Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы социальной поддержки сирот

Основополагающим нормативным актом о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Федеральный Закон № 159 от 21 декабря 1996 г (см. также: обеспечение жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Также существует ряд иных правовых документов, отвечающих за регулирование этих проблем. Это ФЗ №:

  1. 81 от 19.05.95 г. Затрагивает вопросы государственных пособий для тех, у кого есть дети.
  2. 256 от 29.12.06 г. Касается дополнительных гарантий по финансовому поддержанию семей с детьми.
  3. 324 от 21.11.11 г. Содержится информация о неоплачиваемых юридических услугах в России.

К подобным правовым документам причисляются законы г.Москвы, касающиеся жителей столицы, №:

  1. 61 от 30.11.05 г. Он содержит данные о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот.
  2. 27 от 27.01.10 г. Посвящен жилищным вопросам.
  3. 87 от 15.12.04 г. Регулирует последовательность уплаты и размеры пособий детям, которые получили опеку.
  4. 25 от 20.06.01 г. Касается вопросов образования.
  5. 32 от 29.06.05 г. Поднимает вопросы обучения в начальных и средних профессиональных учреждениях.
  6. 60 от 23.11.05 г. Посвящен социальной защите семей, где есть дети.
  7. 12 от 14.04.10 г. Касается организационных вопросов по опеке, попечительству и патронажу.
  8. 49 от 4.10.2006 г. В нем рассматриваются условия предоставления бесплатных юридических услуг.

Постановления Правительства г.Москвы №:

  1. 492 от 26.05.09 г. Рассматривает процедуру уплаты и определения размеров ежемесячной компенсации лицам, которые усыновили ребенка данной категории в Москве с 01.01.2009.
  2. 376 от 15.05.07 г. Устанавливает порядок исполнения Закона города Москвы от 30.11.05 г. № 61.
  3. 1037 от 4.12.07 г. Касается гарантий реализации ч. 14 ст. 8 Закона города Москвы от 30.11.05 г. № 61.
  4. 93 от 29.03.11 г. Утверждает процедуру ежемесячных выплат приемным родителям или опекунам.
  5. 206 от 6.04.04 года. Регулирует вопросы ежемесячных выплат компенсаций детям указанной категории.
  6. 184 от 2.04. 2013 г. Устанавливает меры, способствующие воспитанию таких детей в семьях.
  7. 29 от 15.02.11 г. Посвящено организационным вопросом касаемо отдыха и оздоровительных программ в Москве, начиная с 2011 и в последующие годы.

Федеральный Закон № 159 и предмет его регулирования

Субъектами федерального закона № 159 выступают дети, лишенные защиты родителей или получившие статус сирот. Таким детям предоставляются преференции и права, которые государство проживания ребенка берет на себя до момента усыновления или удочерения. Государственное попечительство затрагивает:

  • трудоустройство;
  • медицинское обслуживание;
  • жилищный вопрос;
  • образование.

Все эти пункты рассмотрены в отдельных статьях ФЗ. Кроме основного социального обеспечения детей сирот в отдельных регионах предусматриваются дополнительные преференции и программы, относящиеся к жилищному вопросу и ежемесячным или разовым выплатам.

После усыновления все льготы, которые малыш получал как сирота или ребенок без родительского попечения, снимаются. Дополнительных льгот для лиц, которые усыновили сироту, не предусмотрено. Однако существует проект, поднимающий вопрос усыновления семьями более 2 детей. В этом случае усыновителям полагаются 50% скидки на оплату жилья или долгосрочный кредит на его покупку. Что касается приемных семей, то им выплачивают специальное пособие.

Сегодня существуют различные льготы и прочие меры социальной поддержки для сирот.

Форма права в России носит изъявительный характер, поэтому о своих правах необходимо изъявлять путем написания заявления в соответствующую государственную структуру.

Кто именно и на какие преференции имеет право?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-50-69 . Это быстро и бесплатно !

Определение сироты

Данное понятие содержится в ст. 1 ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Это лица, которые в период до 18 лет лишились своих родителей в силу:

  • их смерти;
  • лишения родительских прав;
  • отказа от ребенка после его рождения;
  • признания пропавшими без вести;
  • признания недееспособными;
  • отбывания наказания в местах лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – это два разных термина. Последний предполагает наличие биологических родителей, которые живы, но уклоняются от исполнения своих обязанностей или не могут их выполнить в силу ряда объективных причин (например, лишение свободы).

Читайте также:  Как внести группу крови в паспорт

Законы о социальных гарантиях сиротам

Основные законы, которые закрепляют за сиротами льготы и преференции – это:

На основании этих документов сироты могут получать пенсию, бесплатное жилье, ряд льгот и социальных выплат. Согласно ст. 5 ФЗ-159, все расходы, связанные с содержанием несовершеннолетних сирот, ложатся на региональный бюджет. Исключения делаются для тех, кто получают образование в учреждениях федерального значения.

Список гарантий во каждом регионе может отличаться. Он включает в себя все, указанное в федеральном законе, но на региональном уровне возможно оказание дополнительной поддержки. Все зависит от возможностей бюджета субъекта РФ.

Помощь и социальная защита данной категории граждан

Закон предусматривает всестороннюю помощь детям, которые оказались без попечения родителей. В частности, предусмотрены:

  • льготы;
  • пособия и единовременные выплаты;
  • выплата пенсии;
  • предоставление жилья;
  • иные преференции, установленные региональным законодательством.
  • Льготы

    В ФЗ-159 предусмотрено, что дети имеют право на получение льгот до момента получения ими диплома или аттестата об образовании (ст. 6 п. 3).

    После этого выплаты и преференции перестают действовать. На сегодняшний день данная категория граждан имеет право на следующие льготы:

    • трудоустройство постинтернатным сопровождением;
    • право на получение дополнительного образования через службу занятости на бесплатной основе;
    • получение второго средне-специального или высшего образования;
    • бесплатный проезд в муниципальном транспорте;
    • бесплатные продукты питания во время обучения в муниципальных учреждениях;
    • сохранение стипендии при уходе в академический отпуск в результате заболевания;
    • предоставление льготных путевок в санаторно-курортные организации;
    • оплата проезда до санаториев из регионального бюджета;
    • оказание медицинской помощи бесплатно;
    • специальные условия для зачисления в образовательные учреждения;
    • иные льготы, которые регламентируются региональным законодательством.

    Таким образом, существует обширный список действующих преференций. Необходимо знать о них для их использования.

    Обычно органы опеки сами подают документы, но иногда сироте требуется самостоятельно или через своего законного представителя заявлять о своих правах. Это актуально для тех детей, которые живут не в интернате.

    Также есть льготы для опекунов, которые решили усыновить ребенка. к ним относятся:

  • единовременная денежная выплата;
  • сокращенный рабочий день с понижением размера зарплаты;
  • возможность отказаться от командировок и ночных смен, если ребенку менее 5 лет;
  • получение дополнительно 4 административных дней с сохранением зарплаты;
  • налоговый вычет.
  • Оформлять эти пособия и льготы необходимо в отделе пособий и социальных выплат. Он находится в здании районной администрации.

    Не имеют право на государственную поддержку сироты, которые постоянно проживают не на территории РФ или у которых есть регистрация в России и в другой стране одновременно.

    При выявлении данного факта все льготы, пенсии и иные пособия перестают действовать. При продолжении получения средств от государства по каким-то причинам ПФР может в судебном порядке заставить сироту вернуть полученные им деньги.

    Пособия

    Закон предусматривает предоставление нескольких пособий детям-сиротам, а именно:

  • специальное социальное пособие, величина которого устанавливается федеральным законом с учетом индексации по уровню инфляции;
  • получение денежных средств на покупку учебников и канцелярии.
  • В зависимости от региона, деньги могут выдаваться на покупку канцелярии, а может предоставляться компенсация. В последнем случае требуется сохранять все квитанции, счет-фактуры и чеки, свидетельствующие об оплате.

    Предъявив их в отдел социальных выплат, можно получить компенсацию в установленные законом сроки. Этот способ социальной поддержки предпочтительнее, так как компенсация составляет 100%. А выплаты может не хватить на приобретение книг и канцерных принадлежностей.

    Пенсии

    Ребенок имеет право на получение трудовой пенсии только в том случае, если один из его родителей был официально трудоустроен. Если работают (работали) оба родителя, то выбирается тот, у кого зарплата больше. Это позволит получить большую сумму.

    Также существует социальная пенсия. Она актуальна в том случае, если родители сироты нигде официально не были трудоустроены. Ее размер устанавливается региональным правительством.

    При отказе платить их возможно возбуждение исполнительного производства.Тогда деньги будут списываться со счетов должника в принудительном порядке.

    В период отсутствия у родителей работы и во время их нахождения на бирже труда выплаты производятся из регионального бюджета.

    Предоставление жилья

    Информация о правилах предоставления квадратных метров несовершеннолетним подробно описана в ФЗ-159. Жильё предоставляется в порядке очередности. Возможны разные варианты.

    Сохранение за несовершеннолетним жилой недвижимости, которая принадлежала его родителям до их смерти или до момента признания их недееспособными.

    Это также актуально при лишении родительских прав или признании без вести пропавшими. Проживать сирота может совместно с опекуном.

    На практике есть несколько способов реализации права несовершеннолетних сирот на квартиру:

    1. Предоставление застройщиками нескольких квартир в каждом выстроенном доме в социальный фонд. Их него на основании договора социального найма, дети могут получить свои квадратные метры в собственность. В дальнейшем возможно получить разрешение на приватизацию, чтобы распоряжаться объектом по своему усмотрению.
    2. Предоставление денежной выплаты на ремонт. В зависимости от региона, данная сумма может варьироваться.Жилье должно иметь стены, крышу, свет, отопление, водоснабжение и газ при необходимости.

    За работой органов самоуправления следят специалисты из прокуратуры. При нарушении прав несовершеннолетнего сироты необходимо обращаться сюда. Сотрудники выполнять проверку и заставят исполнить положения ФЗ-159 в полном объеме.

    Прочие меры социальной поддержки

    Некоторые регионы расширили количество льгот и преференций, которые установлены ФЗ-159. Так, дети могут получить следующее:

    • запись в дошкольное учреждение или в школу вне очереди;
    • бесплатное обучение в художественных, музыкальных или хореографических школах;
    • льготы во время занятия спортом;
    • посещение культурных объектов бесплатно.

    Какие именно льготы есть в конкретно взятом регионе необходимо уточнять у специалистов отдела социальных выплат. Они всегда готовы оказать полную информационную поддержку и подсказать, какие именно документы потребуются для оформления льгот и пособий.

    Полезное видео о мерах социальной поддержки сирот:

    Поделитесь ссылкой на статью или сохраните её

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-50-69 (Москва)
    +7 (812) 467-31-53 (Санкт-Петербург)

    Ссылка на основную публикацию
    Займ на карту
    close slider

    Adblock detector