Как изменить коллективный договор

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок внесения изменений в коллективный договор? Как исключить из коллективного договора одно из приложений — "Положение об оплате труда"? Возможно ли утвердить его как самостоятельный локальный акт?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Действующее законодательство не содержит запрета на внесение изменений и дополнений в коллективный договор и другие локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
Коллективный договор может быть изменен по соглашению заключивших его сторон. Такие изменения (в том числе, например, исключение приложений к договору) производятся в том же порядке, как и его первоначальное заключение, то есть с проведением коллективных переговоров (если иной порядок не установлен непосредственно в коллективном договоре).
После того как "Положение об оплате труда" будет оформлено в виде отдельного локального нормативного акта, в тексте коллективного договора в разделах, разъясняющих вопросы оплаты труда, необходимо будет сделать ссылку на новый локальный акт, указав его полное наименование, номер и дату принятия.

Обоснование вывода:
В части 1 ст. 8 ТК РФ говорится, что работодатели в пределах своей компетенции вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Согласно ст. 40 Трудового кодекса РФ коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
В силу ст.ст. 43, 44 ТК РФ коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. При необходимости коллективный договор может быть изменен или дополнен по соглашению заключивших его сторон (ст. 44 ТК РФ). Законодательство не предусматривает возможности изменения коллективного договора в одностороннем порядке.
Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном Трудовым кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном самим коллективным договором (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Иркутского областного суда от 25.10.2012 по делу N 33-8672/2012). Например, коллективным договором может быть предусмотрено, что внесение изменений и дополнений в него производится в упрощенном порядке. Если условиями действующего коллективного договора не предусмотрен иной порядок согласования изменений коллективного договора, то процедура по внесению изменений начинается с проведения коллективных переговоров между представителями сотрудников и работодателей (ст. 40 ТК РФ).
Важно при проведении коллективных переговоров соблюдать сроки, предусмотренные законодательством (ч. 7 ст. 37 ТК РФ; ч. 2 ст. 40 ТК РФ). Сторона-инициатор направляет представителям другой стороны письменное предложение в произвольной форме о начале коллективных переговоров (часть 1 ст. 36 ТК РФ). Сторона, получившая предложение, должна вступить в переговоры в течение семи календарных дней (ч. 2 ст. 36 ТК РФ).
Представлять интересы работников при ведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора могут: первичная профсоюзная организация (часть 3 ст. 37 ТК РФ), единый представительный орган, который будет представлять всех сотрудников учреждения (часть вторая ст. 37 ТК РФ), либо иные представители, избираемые сотрудниками (часть вторая статьи 29 ТК РФ) (смотрите определение Московского областного суда от 02.09.2010 N 33-16981). Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров может представлять руководитель учреждения или уполномоченные им лица (часть 1 ст. 33 ТК РФ).
Стороны должны согласовать изменение коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала переговоров (часть 2 ст. 40 ТК РФ). Если в ходе переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий производится в порядке, установленном гл. 61 "Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров" ТК РФ. Поскольку установленная данной главой ТК РФ процедура довольно сложна, сторонам целесообразно урегулировать все вопросы на стадии переговоров.
Проект изменений коллективного договора и приложений к нему разрабатывается комиссией по заключению коллективного договора. Согласованные изменения вступают в силу с момента подписания соответствующего соглашения между работодателем и председателем первичной профсоюзной организации (либо — при отсутствии профсоюзной организации — представителем трудового коллектива). Изменения оформляются отдельным документом, в котором обязательно должны быть указаны:
— реквизиты изменяемого коллективного договора;
— наименование работодателя;
— представители сторон — участников переговоров;
— причины изменений;
— сами изменения;
— порядок вступления изменений в силу.
Коллективный договор с изменениями направляется на уведомительную регистрацию в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ по труду или орган местного самоуправления (если это предусмотрено региональным законодательством) (ст. 44 и 50 ТК РФ).
Необходимо учесть, что "Положение об оплате труда", как самостоятельный локальный нормативный акт, должно быть утверждено работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. После того как "Положение" будет оформлено в виде отдельного локального нормативного акта, в тексте коллективного договора в разделах, разъясняющих вопросы оплаты труда, необходимо будет сделать ссылку на новый локальный акт, указав его полное наименование, номер и дату принятия.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

3 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Может ли работодатель в одностороннем порядке изменить коллективный договор?

Могут ли стороны подписать изменения к коллективному договору, если они не достигли согласия по всем его пунктам?

– Да, могут, но при этом они должны составить протокол разногласий.

Кто обязан направить изменения в коллективный договор на регистрацию в орган по труду?

Читайте также:  Как корректировать рсв в 2018 году

– Работодатель или его представитель.

Необходимость внести коррективы в коллективный договор (при его наличии) может возникнуть в том случае, если изменились обязательства, которые в нем закреплены. Поводом для этого может служить, например, введение новой системы оплаты и стимулирования труда, режима работы, установление порядка индексации заработной платы и т. д. Часто именно перед кадровиками ставят задачу документально оформить поправки в коллективный договор. В связи с этим у них возникает ряд вопросов. Кто может выступить инициатором изменений? Каким образом урегулировать возникающие разногласия? Нужно ли при этом проводить коллективные переговоры? Где и в какие сроки зарегистрировать внесенные изменения?

Шаг 1. Выступаем с инициативой внести изменения в коллективный договор

По общему правилу, внесение изменений в коллективный договор соответствует порядку его заключения (ст. 44 ТК РФ) Прежде всего, одна из сторон (работодатель или работники) должна выступить с инициативой внести изменения или дополнения в документ (ч. первая ст. 36 ТК РФ).

Для этого представителям другой стороны нужно направить письменное предложение о начале коллективных переговоров с приложением проекта изменений. В течение семи дней с момента получения предложения эта сторона направляет инициатору ответ с указанием своих представителей и вступает в переговоры (ч. вторая ст. 36 ТК РФ).

Совет

Если одна из сторон либо ее представитель уклоняются от получения уведомления о начале ведения коллективных переговоров, отправьте его по почте ценным письмом с уведомлением о вручении

Если инициатором переговоров являются представители работников и при этом в компании существует несколько первичных профсоюзных организаций, то все профкомы нужно известить об этом (ч. пятая ст. 37 ТК РФ) (образец ниже).


скачать образец

Если в указанный срок они не сообщат о своем решении или откажутся направить представителей для работы в составе единого представительного органа сотрудников, то коллективные переговоры начнутся без их участия. При этом в течение месяца со дня начала переговоров за ними сохраняется право направить своих представителей (ч. пятая ст. 37 ТК РФ).

В самом коллективном договоре можно предусмотреть и более простую процедуру его изменения. К примеру, сократить сроки проведения коллективных переговоров или иным образом упростить порядок. Единственное, что нельзя установить, – это условие о возможности одностороннего изменения коллективного договора. Дополнять и изменять документ можно только после взаимного согласия , достигнутого сторонами в процессе коллективных переговоров. Новая редакция документа действует не более трех лет (ч. первая, вторая ст. 43 ТК РФ).

Шаг 2. Создаем комиссию по ведению коллективных переговоров

Внимание!

Работодатель должен освободить сотрудников, участвующих в коллективных переговорах, от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев (ч. первая ст. 39 ТК РФ)

Для ведения переговоров в связи с изменением коллективного договора стороны могут создать специальную комиссию (ч. седьмая ст. 35 ТК РФ). Если она была создана ранее, на этапе заключения колдоговора, то необходимо уточнить ее численный состав и проверить сроки полномочий ее членов.

В состав комиссии, как правило, входят представители работников и работодателя. Обычно члены комиссии со стороны работников избираются профсоюзом, со стороны работодателя – назначаются приказом руководителя организации (образец ниже).


скачать образец

В задачи комиссии входит определение сроков, места, порядка проведения коллективных переговоров, непосредственное участие в обсуждении проекта изменений коллективного договора (ч. первая ст. 35 ТК РФ).

Шаг 3. Урегулируем возникшие разногласия

В разделе «Кадровые документы»

вы найдете образец: коллективный договор (help.kdelo.ru/vk/item6649)

В ходе коллективных переговоров между сторонами могут возникнуть споры. Если в результате обсуждения не будет достигнуто согласованное решение по всем или отдельным вопросам, нужно составить протокол разногласий (ст. 38 ТК РФ) (образец ниже). В нем следует отразить разделы, пункты и части проекта изменений в коллективный договор, по которым стороны не смогли договориться, а также обоснование позиций каждой из сторон переговоров.


скачать образец

Шаг 4. Подписываем проект изменений

Внимание!

Если работодатель уклоняется от участия в переговорах об изменении коллективного договора, он может быть привлечен к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере от 1000 до 3000 рублей (ст. 5.28 КоАП РФ)

Проект изменений в коллективный договор на согласованных условиях подписывается представителями работников и работодателя (ч. вторая ст. 40 ТК РФ). Право подписи документа со стороны работодателя, как правило, имеет руководитель организации или иное уполномоченное им на это лицо. Со стороны работников проект чаще всего утверждает председатель первичной профсоюзной организации или руководитель единого представительного органа (при наличии нескольких профсоюзов). В случае если профсоюз в компании отсутствует, собрание трудового коллектива может выбрать лицо, имеющее право подписи (ч. первая ст. 31 ТК РФ)

Даже при наличии неурегулированных положений стороны коллективных переговоров должны подписать проект в течение трех месяцев со дня начала его обсуждения (ч. вторая ст. 40 ТК РФ). Пункты, по которым согласие было достигнуто, не нужно выносить на повторное обсуждение, их можно внести в текст коллективного договора. Пункты, по которым стороны не достигли согласия, фиксируются в протоколе разногласий и служат основой для дальнейших переговоров.

Шаг 5. Регистрируем внесенные изменения в государственных органах по труду

В разделе «Трудовые споры»

вы найдете судебное решение о том, что процедура заключения коллективного договора и его содержание не могут быть оспорены в суде общей юрисдикции (help.kdelo.ru/sn/item5101?cat >

После подписания сторонами проекта изменений его нужно в течение семи дней направить на регистрацию в соответствующий орган по труду. Это может быть орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления (если это преду-смотрено региональным законодательством) (ч. первая ст. 50 ТК РФ).

Обязанность регистрации изменений, внесенных в коллективный договор, лежит на работодателе (его представителе) (ч. первая ст. 50 ТК РФ). Она носит уведомительный характер. Это означает, что изменения в документ вступают в силу не с момента их регистрации, а с даты подписания проекта или иной даты, которая определена сторонами (ч. вторая ст. 50 ТК РФ).

Орган по труду не может самостоятельно вносить или требовать от сторон внести какие-либо изменения в коллективный договор. Он только проводит анализ текста изменений, выявляет условия, противоречащие трудовому законодательству или ухудшающие положение работников, и сообщает об их наличии сторонам и в государственную инспекцию труда (ч. третья ст. 50 ТК РФ). Такие условия признаются недействительными и не подлежат применению (ч. третья ст. 50 ТК РФ). При этом стороны сами решают, будут ли они вносить в связи с этим изменения в проект или просто не откажутся от применения тех положений, которые расходятся с нормами действующего законодательства.

Несмотря на то что в законе отсутствуют нормы, которые прямо предусматривают ответственность работодателя за то, что он не направил изменения на регистрацию, проверяющие органы могут расценить это как нарушение трудового законодательства и привлечь организацию к административной ответственности. В этом случае на руководителя организации может быть наложен штраф от 1000 до 5000 рублей, на саму компанию – от 30 000 до 50 000 рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

Читайте также:  Кадастр саратов официальный сайт

Запомните главное

Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:

– Решение о внесении изменений и дополнений в коллективный договор принимают работодатель и работники в лице своих представителей. Поводом для этого чаще всего служит изменение условий труда, например, установление нового режима работы организации, введение новой системы оплаты и т. д.

– Если в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны не пришли к согласию по всем или отдельным вопросам, то проект подписывается без спорных пунктов. Неурегулированные разногласия фиксируются протоколом и могут быть предметом дальнейших переговоров.

Документы в тему
Документ Поможет вам

Узнать, в каком порядке должны вноситься изменения в коллективный договор

Выяснить процедуру ведения коллективных переговоров

Понять, как создать комиссию по ведению переговоров

Уточнить порядок и сроки регистрации изменений в коллективный договор

Материал подготовила Алена ШЕВЧЕНКО, юрист, эксперт журнала «Кадровое дело»

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2009, N 1

Порядок внесения изменений в коллективный договор по инициативе работодателя

Для тех работодателей, у которых на предприятии существует представительный орган работников (профсоюз), основные положения корпоративной и кадровой политики закреплены, как правило, в коллективных договорах. В условиях финансового кризиса вариантом оптимизации расходов для работодателя может стать внесение изменений и дополнений в действующий коллективный договор организации. Какие из обязательств по договору для работодателя слишком финансово обременительны, необходимо решать исходя из конкретных обстоятельств.

Согласно ч. 1 ст. 40 ТК РФ коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор организации предусматривает обеспечение дополнительных прав и гарантий для работников. Заключается он обычно по инициативе работников с целью улучшения условий труда, повышения социальной защищенности и др.

Процедура заключения коллективного договора определяется нормами ТК РФ. Но ТК РФ устанавливает только основы социального партнерства, общий порядок ведения коллективных переговоров. Конкретные нормы по ведению переговоров, заключению коллективных договоров, внесению в него изменений и дополнений, а также по организации контроля за его выполнением могут устанавливаться в порядке, определенном сторонами в самом коллективном договоре либо в отдельно разработанном локальном нормативном акте организации (Положении), принимаемом в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В ст. 41 ТК РФ представлен примерный перечень вопросов (обязательств работодателя и работников), которые могут включаться в коллективный договор.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического состояния работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными ТК РФ и иными законами.

Заключение коллективного договора базируется на следующих принципах:

— уважение и учет интересов сторон;

— соблюдение сторонами трудового законодательства;

— полномочность представителей сторон;

— свобода выбора при обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора;

— добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

— реальность обеспечения принимаемых обязательств;

— систематичность контроля и неотвратимость ответственности.

Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном действующим законодательством для его заключения, либо в порядке, установленном этим коллективным договором.

Основное отличие коллективного договора от других локальных нормативных актов состоит в том, что это двустороннее соглашение, в то время как основная масса внутренних документов принимается в одностороннем порядке — только работодателем. Подписав коллективный договор на определенный срок, составляющий не более трех лет, работодатель не может изменить его условия в одностороннем порядке (ст. 43 ТК РФ).

Обязательное создание комиссии

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях социального партнерства на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. Перечень таких комиссий на различных уровнях социального партнерства устанавливает ст. 35 ТК РФ.

В организации (на локальном уровне) на равноправной основе образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (ч. 6 ст. 35 ТК РФ). Однако полномочия подобных комиссий не завершаются заключением коллективного договора, комиссии также осуществляют контроль за выполнением коллективного договора на период его действия. Исходя из подобных полномочий такой комиссии, она является постоянно действующей, по крайней мере, на период действия коллективного договора (исходя из ч. 1 и 2 ст. 43 ТК РФ — до 3 — 6 лет).

Поэтому при необходимости внесения изменений и дополнений в коллективный договор их проект разрабатывается той же комиссией. В случае необходимости (выбытия одного или нескольких членов комиссии, например в связи с увольнением) в установленном порядке в комиссию включаются другие представители сторон.

Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решением сторон.

Допустимое количество представителей работников

Сторонами коллективного договора выступают работники в лице их представителей и работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным лицом.

ТК РФ исходит из приоритетности первичной профсоюзной организации в представительстве интересов работников как при ведении коллективных переговоров и заключении коллективного договора, так и в случае внесения в него изменений и дополнений (ч. 2 ст. 29 ТК РФ). Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора и контроля за его выполнением.

В современных условиях в организации возможны случаи, когда одновременно несколько представительных органов работников будут претендовать на заключение коллективного договора. Все зависит от численности первичных профсоюзных организаций. Различные случаи, которые могут возникнуть при этом в конкретной организации, приведены в ст. 37 ТК РФ.

Так, если первичная профсоюзная организация объединяет более половины работников организации, на коллективных переговорах она имеет право представлять всех работников без создания единого представительного органа (ч. 3 ст. 37 ТК РФ).

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее — единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников (ч. 2 ст. 37 ТК РФ).

И только в том случае, когда ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, окончательное решение о создании представительного органа работников принимает общее собрание (конференция) работников.

Читайте также:  Европротокол какая сумма выплаты

При этом также могут возникнуть два случая: либо тайным голосованием определяется первичная профсоюзная организация, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В другом случае, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями (ч. 4 ст. 37 ТК РФ).

Другой стороной коллективного договора является работодатель. Представителем работодателя обычно выступает руководитель организации. Но уполномоченным представителем работодателя могут быть и другие должностные лица из числа администрации организации, имеющие соответствующие полномочия, подкрепленные уставом предприятия, приказами или распоряжениями руководителя предприятия или доверенностью.

В чьих руках инициатива

Коллективные переговоры — это основанные на диалоге (обмене мнениями) представителей работников и работодателей взаимоотношения. В общем случае предметом таких переговоров являются подготовка и заключение коллективного договора, в таком же порядке ведутся переговоры по внесению в него изменений и дополнений.

Коллективные переговоры могут проводиться и при решении вопроса о сохранении действия коллективного договора на более длительный срок, при преобразовании организации или смене собственника имущества.

Порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, состав комиссии, место проведения и повестка дня переговоров определяются сторонами и оформляются приказом по организации и решением представительного органа работников.

Инициатором переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора могут выступать работники или работодатель, то есть любая сторона такого договора, которая направляет другой стороне письменное уведомление о начале переговоров.

Таким образом, если работодатель сочтет невозможным дальнейшее выполнение условий коллективного договора, он должен уведомить об этом другую сторону письменно с указанием причин расторжения коллективного договора или исключения из него отдельных положений. При этом другая сторона (в данном случае представители работников) обязана вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения переговоров ответ (ч. 2 ст. 36 ТК РФ).

Поскольку комиссия по ведению коллективных переговоров была создана ранее, при переговорах по заключению коллективного договора, в данном случае указывать в ответе перечень представителей от своей стороны нет необходимости (если не произошли изменения в их составе в связи с выбытием).

Согласно ч. 7 ст. 37 ТК РФ стороны должны предоставлять друг другу не позднее 2 недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Поэтому работодатель должен предоставлять другой стороне имеющуюся у него информацию, необходимую для ведения переговоров, в данном случае прежде всего о финансовом состоянии организации и перспективах на будущее.

Участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если они являются служебной или коммерческой тайной. Лица, разглашающие эти сведения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством.

Созданная комиссия в действии

В дальнейшем работает комиссия, как это предусмотрено для заключения коллективного договора. На комиссию и ее членов распространяются полномочия, предусмотренные гл. 6 и 7 ТК РФ. Эта работа должна завершиться в течение 3 месяцев со дня начала коллективных переговоров подписанием принятых изменений и дополнений коллективного договора на согласованных сторонами условиях (ч. 2 ст. 40 ТК РФ).

Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым вопросам или по части этих вопросов, ими составляется протокол разногласий, что является предметом дальнейших переговоров (ч. 3 ст. 40 ТК РФ).

Как установлено ст. 38 ТК РФ, урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по изменению коллективного договора, производится в порядке, установленном ТК РФ. В данном случае необходимо руководствоваться гл. 61 ТК РФ, поскольку неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу в том числе и внесения изменений в коллективный договор составляют предмет коллективного трудового спора.

Однако сама возможность работодателя урегулировать подобный спор представляется достаточно проблематичной, поскольку действующее законодательство в этой части ориентировано, прежде всего, на защиту интересов представителей работников.

Так, например, все нормы указанной главы ТК РФ устанавливают необходимость рассмотрения требований работников и их представителей (ст. ст. 398 — 400 ТК РФ). О необходимости рассмотрения представителями работников требований работодателя, например по рассматриваемым нами здесь предложениям об изменении коллективного договора, нигде не прописано.

Работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора (ч. 8 ст. 401 ТК РФ). В порядке исключительной меры, если между сторонами не достигнуто согласие, в установленном порядке допускается организация и проведение забастовок.

Однако со стороны работодателя все это невозможно, поскольку согласно ч. 5 ст. 409 ТК РФ представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Неравноправие в вопросах ответственности

Несмотря на провозглашенную гл. 9 ТК РФ ответственность сторон социального партнерства, на деле ответственность предусматривается только для работодателя и лиц, его представляющих.

Так, например, КоАП РФ предусмотрена административная ответственность работодателя или лица, его представляющего, за:

— уклонение от участия в переговорах об изменении или о дополнении коллективного договора (ст. 5.28 КоАП РФ);

— непредоставление информации для проведения коллективных переговоров (ст. 5.29 КоАП РФ);

— уклонение от получения требований работников или от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32 КоАП РФ).

Односторонний отказ от обязательств по коллективному договору со стороны работодателя расценивается как нарушение или невыполнение его обязательств, что также влечет административную ответственность (ст. 5.31 КоАП РФ).

Поэтому в случае, когда первичная профсоюзная организация либо иной представитель работников не согласны с ухудшением положения работников по сравнению с действующим коллективным договором, провести предложения по внесению изменений и дополнений в коллективный договор в сторону снижения льгот и компенсаций работникам работодателю в принципе невозможно.

Исходя из п. 3 ст. 401 ГК РФ, в предпринимательских отношениях действует принцип повышенной ответственности сторон. Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, несет ответственность даже при отсутствии вины. От ответственности оно может быть освобождено, только если надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства), то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. На практике к числу обстоятельств непредвиденного характера относят аварии, стихийные бедствия, а также другие чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства.

В то же время п. 3 ст. 401 ГК РФ предусматривает перечень обстоятельств, которые нельзя относить к обстоятельствам непреодолимой силы: нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Таким образом, сложное финансовое положение нельзя отнести к обстоятельствам, не зависящим от работодателя, поскольку это относится к категории предпринимательского риска, за который отвечает работодатель. Такие обстоятельства следует рассматривать как вину работодателя. А следовательно, оплата времени простоя в подобных случаях должна производиться в соответствии с ч. 1 ст. 157 ТК РФ, то есть в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector