Как вырастить читающего ребенка

Давайте же разберемся как правильно заложить тот фундамент, который поможет вашим детям легко и непринужденно начать читать.

— Мой ребенок уже в четыре года читает сам детские книги.

— А моему всего три, а он уже все вывески по слогам читает!

— А моей еще только два, а она уже весь алфавит выучила. !

Слышали такие диалоги? И как вам?

Нет-нет, я ни секунды не сомневаюсь, что мамы говорят правду. Я сама начала читать в четыре, причем родители учили читать не меня, а моего старшего брата, которому пора было в школу, а я просто играла рядом.

Но я прекрасно понимаю, что такие "способные" дети вызывают чувство неполноценности у остальных родителей.

— Что я делаю не так? Почему мой ребенок даже не смотрит на книги и отказываются заниматься? — мучительно думают мамы и папы.

И силой тянут упирающегося малыша за стол — заниматься.

Давайте же разберемся как правильно заложить тот фундамент, который поможет вашим детям легко и непринужденно начать читать. Кстати, еще больше материалов на данную тему вы найдете на сайте https://koncpekt.ru

Для начала немного о физиологии.

Уважаемые родители, вы же не пытаетесь усадить новорожденного ребенка на стул. Почему? Да потому что у малыша еще не сформировались костная и мышечная системы. Ребенок не держит головку, не может сам повернуться.

В процессе чтения задействованы отделы головного мозга, которые отвечают за следующие умения:

    • ориентироваться в пространстве;
    • соотносить между собой звук и изображение;
    • связно говорить на заданную тему;
    • распознавать звуки;
    • создавать грамматические конструкции;
    • выстраивать логические последовательности;
    • определять смысл высказанной речи;
    • и многое-многое другое.

    Если мозг ребенка не готов выполнять даже некоторые из вышеперечисленных функций, ребенок осознанно читать не начнет.
    Чтение — это вершина пирамиды умений.
    Посмотрите на картинку.

    Вот все эти блоки-кирпичики и отвечают за легкое, "естественное" чтение. Если хотя бы одного из них нет, "пирамида умений" начинает разваливаться.

    Итак.

    Первый этап — это развитие фонематического слуха.

    Читаем детям сами, ставим слушать аудиосказки, озвученные профессиональными актерами.

    Играем в звуковые игры.

    Учим произносить скороговорки и чистоговорки правильно выговаривая каждый звук.

    Учим детей рифмовать. Дети обожают "нескладушки", когда слово, просящееся по рифме, оказывается неверным.

    Читайте также:  Доверенность на прицеп образец

    Белым снегом все одето,
    Значит наступает . (нет-нет, не лето, а зима).

    Подобрать себе я смог
    Пару варежек для … (нет, не ног, а рук).

    Учим детские стихи, поем песенки, слушаем музыку.

    И, конечно же, расширяем словарный запас.

    Этап второй — учим буквы.

    Изучение букв — это не учеба в прямом понимании слова, а игра.

    Ш.А. Амонашвили в одной из своих книг описывает эпизод, когда он со своими учениками-шестилетками, только пришедшими в школу, гулял в парке, где они увидели огромного жука. Шалва Александрович нарисовал на земле букву Ж и стал с детьми жужжать как жук.

    Через несколько недель на уроке дети стали изучать букву Ж. И оказалось, что все дети ее помнят и знают.

    Поэтому лепите буквы из пластилина, раскрашивайте картинки с изображением букв, вырезайте буквы из цветной бумаги, находите знакомые буквы на вывесках во время прогулок, выкладывайте овощи на тарелку в виде букв и так далее, и тому подобное.

    Распечатайте большой плакат с алфавитом в виде контурных букв и после изучения очередной бувы закрашивайте соответствующую ей на плакате.

    Вы даже не заметите, как быстро и легко ребенок выучит все буквы.

    Только не надо на этом этапе заставлять малыша "читать".

    Знать буквы и даже уметь складывать их в слова, еще не означает читать.

    Поиграйте с ребенком в ПОСЛАНИЯ. Пусть ребенок напишет, что хочет на обед или куда лучше сходить на выходные. Пусть это будет одно слово ЦИРК или КОНФЕТЫ. Или вот так, как на фотографии.

    После изучения букв наступает период "технического чтения". Ребенок может читать отдельные слова, даже небольшие предложения, но не улавливает смысл прочитанного. Слишком много детских силенок уходит на соединение букв в слова.
    Не торопите, пусть нарабатывает технику чтения.

    Этап третий — осознанное чтение

    Ваш ребенок научился читать? Не расслабляйтесь! Научится читать мало, ребенок должен полюбить чтение и с удовольствием читать самостоятельно книги, рассчитанные на его возраст.

    Если вы выстроили все кирпичики пирамиды чтения, это обязательно случится.

    Возьмите за правило при вечернем чтении детям давать им самим прочитывать пару предложений.

    Потом читайте по очереди — абзац вы, абзац ребенок.

    Читайте также:  Балконная плита общее имущество

    В какой-то момент можно предложить дочитать до конца сказки или рассказа самостоятельно.

    Но даже если ваш ребенок стал читать по вечерам самостоятельно, не лишайте его удовольствия от вечернего общения с вами. Читайте ему тоже и пусть он читает вам.

    Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все файлы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

    Картинки в архивах не помечены водяными знаками.

    Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по адресу ja-rastu@list.ru, указав авторство материала. Мы обязуемся (по вашему желанию) либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

    Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму, на счет сайта.

    КАК ВЫРАСТИТЬ ЧИТАЮЩЕГО РЕБЕНКА

    Все говорят, что в читающей семье растёт читающий ребёнок. Это и понятно — личный пример всегда важен, ведь дети копируют поведение родителей и искренне интересуются тем, чем это заняты мама или папа — будь то чтение, приготовление еды, вязание или ремонт велосипеда. Однако справедливо ли говорить, что если у родителей нет времени или желания читать свои, взрослые книги, то и ребёнок не станет читать?

    Знаете, у меня никогда не получалось учить сына тому, чему он не хочет учиться или тому, что ему не интересно. Порой я смотрела на его сверстников и отмечала, какие разные у всех увлечения — у одного динозавры, у другого войны, у третьего легковые автомобили, а у четвёртого — исключительно строительная техника. И если мой сын никогда не любил динозавров и не понимал, что в них интересного, я могла хоть часами сама сидеть с энциклопедиями, увлечённо рассказывать, какого размера мозг был у диплодока и покупать игры-ходилки на эти темы — результата не было никакого.

    Однако стоило мне увидеть его интерес к космосу и купить ему первую тематическую детскую энциклопедию — пламя разгорелось мгновенно. Сын просил покупать ему карты звёздного неба, ходить в планетарий, он часами мог сидеть и слушать, как я читаю о расстоянии от Солнца до Меркурия, а потом, чуть позже — сам стал "запоем" читать любую литературу на эту тему. Сейчас ему почти шесть, и три полки нашей домашней библиотеки заняты энциклопедиями, уже не только на космическую тематику, но и о животных, о человеке, о природе. Он читает их постоянно, даже переодеваясь (и если вы думаете, что в этом только плюсы — нет, подумайте ещё раз, мы постоянно и везде опаздываем! Я знаю всё о новейших исследованиях насчёт чёрных дыр, я знаю, какое животное живёт дольше всех на Земле, и какое дерево самое высокое на планете. Думаете, это читаю я сама? Нет, это сын рассказывает мне.

    Читайте также:  Закрыть счет в райффайзенбанке

    А до космоса были машины, и мы читали прекрасную серию "Книжки-мальчишки" и "Приключения машины Кнопки"; потом были кошки, и я скупала ему всю литературу, где главные герои — коты. А до этого. До этого я просто покупала то, что нравилось мне. То, что мне самой было приятно читать и рассматривать. Много-много разных книг. И не с целью "вырастить читающего ребёнка!" — а потому, что у меня у самой слабость к ним, таким ярким, добрым, с красивыми иллюстрациями.

    И сейчас мне кажется, что главное — это когда ребёнок с самого раннего возраста видит мамины эмоции. От своих, "взрослых" книг, или от детских, которые она с радостью читает вместе с ним. Так что, пожалуй, мой рецепт – это увлечь книгами в целом, а потом "ловить" его интересы и мгновенно на них реагировать. Смешать и подавать к столу!

    позвольте порекомендовать Вам книгу Даниеля Пеннака — "Как роман". Я думаю, Вам будет интересно. Наверняка найдете и ответы на некоторые свои вопросы да и вообще, на проблему под другим углом посмотрите.

    По сабжу —
    1. Да. Потому что вокруг намного больше источников информации, чем раньше. Я не о интернете и телевизоре, хотя и без них не обошлось. А вообще, досуг у детей более насыщен, игрушек больше и тд и тп.
    2. еще не школьник
    3. да, но не перегнуть палку и не фильтровать материал. Ну. фильтровать, канеш, но не особенно. Ребенок сам должен научиться отделять мусор
    4. Периодами
    5.

    Ссылка на основную публикацию
    Займ на карту
    close slider

    Adblock detector