Как закупать компьютеры по 44 фз

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Может ли заказчик по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) купить программное обеспечение, произведенное в Российской Федерации, но не включенное в Реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (ПП 1236 от 16.11.2015)? Может ли заказчик по Закону N 44-ФЗ купить иностранное программное обеспечение в составе оборудования или компьютера? Нужно ли готовить обоснование закупки иностранного программного обеспечения, если оно предустановлено на оборудование или компьютер производителем?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Закупка оборудования с предустановленным программным обеспечением, происходящим из иностранных государств, возможна только в случае обоснованной невозможности соблюдения запрета на допуск такого программного обеспечения.
На закупку российского программного обеспечения, сведения о которой не включены в Реестр российских программ, указанный запрет не распространяется, однако такую позицию с высокой вероятностью придется отстаивать в суде.

Обоснование позиции:
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ), упомянутым Вами постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 установлен запрет на допуск программного обеспечения (далее — ПО), происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Постановление N 1236).
Согласно п. 2 Постановления N 1236 указанный запрет распространяется на допуск ПО для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительные права на такое ПО и права использования такого программного обеспечения. Исключений для случаев приобретения заказчиком компьютерного оборудования с предустановленным ПО не установлено, соответственно, запрет, установленный данным постановлением, распространяется и на такие закупки.
Сказанное подтверждает многочисленная правоприменительная практика (смотрите, например, решение ФАС от 24.10.2016 N К-1725/16, решение УФАС по Астраханской области от 02.06.2017 N 173-РЗ-04-17, решение УФАС по Кемеровской области от 18.05.2017 N 284/З-2017, постановление УФАС по Челябинской области от 13.04.2017 N 7.30-4.2/69-2017, решение УФАС по Республике Крым и городу Севастополю от 20.12.2016 N 08/3205-16), а также судебная практика (смотрите, например, постановление Одиннадцатого ААС от 07.07.2017 N 11АП-7913/17).
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлены исключения, дающие право не соблюдать запрет на допуск иностранного ПО:
— в реестре отсутствуют сведения о ПО, соответствующем тому же классу ПО, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
— ПО, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу ПО, что и ПО, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Невозможность соблюдения установленного Постановлением N 1236 запрета по указанным выше причинам должна быть обоснована. Порядок подготовки указанного обоснования утвержден п. 1 Постановления N 1236.
Под "реестром" в приведенных выше нормах очевидным образом понимается единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее — Реестр), Правила формирования и ведения которого утверждены тем же п. 1 Постановления N 1236.
Соответственно, если на оборудование или компьютер предустановлено иностранное ПО и в Реестре российских программ отсутствуют аналоги, либо российский аналог по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке ПО, заказчик должен обосновать невозможность соблюдения запрета, установленного Постановлением N 1236.
В настоящее время в ряде случаев, ссылаясь на положения ч. 7 ст. 12.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее — Закон N 149-ФЗ), согласно которой программы для электронных вычислительных машин и базы данных, сведения о которых включены в Реестр, признаются происходящими из Российской Федерации, контролирующие органы приравнивают ПО, произведенное в России, сведения о котором отсутствуют в Реестре российских программ, к происходящему из иностранных государств (смотрите, например, решение УФАС по Хабаровскому краю от 27.10.2016 N 477, решение УФАС по Сахалинской области от 19.06.2017 N 171/17, решение УФАС по Ярославской области от 27.04.2017 N 05-02/129Ж-17).
Однако, на наш взгляд, данная позиция не бесспорна.
Прежде всего п. 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск именно ПО, происходящего из иностранных государств, а не того ПО, "сведения о котором отсутствуют в реестре". При этом ни в законе, ни в Постановлении N 1236 нет указания, что ПО, сведения о котором отсутствуют в реестре, "в целях осуществления закупок считается происходящим из иностранных государств" либо "не может считаться российским".
Более того, согласно ч. 1 ст. 12.1 Закона N 149-ФЗ Реестр создается в целях расширения использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, подтверждения их происхождения из РФ, а также в целях оказания правообладателям ПО мер государственной поддержки, но не в целях ограничения использования российского ПО, сведения о котором не внесены в Реестр. Включение в реестр осуществляется в силу п. 9 вышеуказанных Правил формирования и ведения Реестра по заявлению правообладателя. Обязанности включения ПО в Реестр (подачи соответствующего заявления) ни одной нормой не установлено. Отсюда можно сделать вывод, что для целей оказания государственной поддержки, в том числе предоставления преференций при закупке для государственных или муниципальных нужд, ПО, сведения о котором внесены в Реестр, однозначно должно считаться российским — именно для этого он и создан. Но обратного, — что ПО, сведения о котором не внесены в реестр, не должно считаться российским, — из приведенных выше норм не следует.
Иными словами, само по себе отсутствие в Реестре сведений о ПО может иметь для правообладателя следующие негативные последствия в области закупок для государственных или муниципальных нужд:
а) при принятии и обосновании заказчиком решения о возможности закупки иностранного ПО даже сам факт существования российского ПО, не внесенного в реестр, а тем более — его характеристики, не принимаются во внимание;
б) отнесение ПО к российскому не может быть проверено по содержанию Реестра.
Однако и в этом случае правообладатель российского ПО может участвовать в закупке, просто ему не будут предоставлены преференции в виде отстранения участников закупки, предлагающих ПО, происходящее из иностранных государств, и он должен будет конкурировать с такими участниками на равных.
Полагаем достаточно странным такой вывод, что правообладатель такого российского ПО, которое может конкурировать на равных с происходящими из иностранных государств, должен быть лишен возможности конкурировать с участниками другого отечественного ПО, внесенного в Реестр.
Соответственно, по нашему мнению, правообладатель ПО в принципе может участвовать в закупке, доступ к которой для иностранного ПО запрещен, представив иные, помимо включения сведений о ПО в Реестр, доказательства, что это ПО является российским. Например, в качестве доказательства могут рассматриваться документы, предоставление которых необходимо для включения в реестр, подтверждающие принадлежность исключительного права резидентам РФ и (или) контролируемых ими лицами, использование иностранных составляющих ПО не более 30% от стоимости ПО, включаемого в реестр, и т.п. (ч. 5 ст. 12.1 Закона N 149-ФЗ).
Равным образом, на наш взгляд, обосновывать закупку российского программного обеспечения, сведения о которой не включены в Реестр, заказчик не обязан.
Тем не менее, должны заметить, что с учетом практики применения органами ФАС России и в отсутствие официальных разъяснений самого этого ведомства, равно как и судебной практики, скорее всего, указанную позицию придется отстаивать в суде.
Напомним, что в случае приобретения компьютера (иного оборудования) с предустановленным программным обеспечением заказчиком также должны соблюдаться требования постановления Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Читайте также:  Где можно получить инн в самаре

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

18 августа 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

    On 31.10.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, Объекты закупок

В сфере закупки программного обеспечения действует национальный режим — запрет на приобретение ПО, разработанного в иностранных государствах. Рассмотрим, как правильно проводить такие закупки.

Правила национального режима по 44-ФЗ

Иностранное ПО запрещено закупать с 2015 года постановлением № 1236. Это относится к закупкам, которое проводится по закону 44-ФЗ. Заказчик имеет право закупать программное обеспечение, удовлетворяющее одному из условий:

  1. Оно входит в Единый реестр российских программ, который ведет Минкомсвязи.
  2. Оно входит в аналогичный реестр ЕАЭС. Его также должно сформировать Минкомсвязи.

Еще есть постановление № 325 от 13 марта 2017 года, которое устанавливает дополнительные требования к ПО из российского реестра.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Читайте также:  Если соседи топят а их нет дома

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Итак, программы иностранного производства закупать по 44-ФЗ запрещено, причем вне зависимости от способа, а именно:

  • приобретение в электронном виде либо на носителе;
  • аренда, пользование;
  • поставка компьютерной техники с установленным ПО;
  • разработка и доработка такого ПО;
  • приобретение услуг по техподдержке, сопровождению и обновлению, если это повлечет передачу прав на такое ПО заказчику.

Когда и как можно приобрести иностранное ПО

Приобрести иностранные программы или базы данных можно лишь в том случае, если ПО такого класса нет в реестрах — российском или ЕАЭС. Или же оно есть, но не отвечает требованиям заказчика по своим характеристикам. Чтобы закупить такое ПО, необходимо подготовить обоснование того, почему нельзя соблюсти установленный Правительством запрет.

Что должно быть в ТЗ такой закупки, рассмотрим на примере антивирусной программы. Итак, в техзадании нужно указать:

  • объект закупки: услуги по предоставлению неисключительных пользовательских прав на программное обеспечение (продление лицензии на антивирус);
  • ОКПД 2 58.29.50.000 — услуги по предоставлению лицензий на право использовать ПО (берется из классификатора программ для ЭВМ, утвержденного приказом Минкомсвязи РФ от 31.12.2015 № 621);
  • название антивируса;
  • прочие параметры — сколько компьютеров и каких (персональный либо сервер) должно быть защищено, срок продления лицензии.

Обратите внимание! Если закупка ПО производится у единственного поставщика, требования национального режима также должны быть соблюдены. В подзаконных актах не делается каких-либо оговорок насчет неприменения запрета в таких закупках.

Правила закупки по 223-ФЗ

Заказчики по 223-ФЗ могут закупать ПО иностранного происхождения, однако отечественная продукция в приоритете, равно как и ПО из ЕАЭС. Он установлен постановлением Правительства № 925 от 16 сентября 2016 года. Этот приоритет предоставляется следующим образом:

  1. Когда проводится конкурс или иной тип процедуры, где оценивается не только стоимость. Цена заявки с предложением ПО, которое входит в один из реестров, признается уменьшенной на 15%. По остальным критериям изменения нет.
  2. Когда проводится аукцион или иная процедура, в которой критерием служит исключительно цена. Если победила заявка с иностранным ПО, то контракт заключается по цене, на 15% ниже предложенной поставщиком.

Приоритет российскому и приравненному к нему ПО должен предоставляться всегда, за исключением случаев:

  1. Объявлена конкурентная процедура, но она признана несостоявшейся. Закупка произведена у единственного поставщика.
  2. Объявлена конкурентная процедура, однако не подано ни одной заявки с предложением программного обеспечения из обоих реестров.

Статьи по теме

Ограничения и правила при закупке компьютеров претерпели изменения. Это связано с созданием Единого реестра российской радиоэлектронной продукции. Как закупить компьютер по 44-ФЗ и их комплектующие правильно читайте далее.

Изменения 2019 года

Закупка оргтехники по 44-ФЗ ограничения претерпели следующие изменения:

  • С 27 июля 2019 внесены правки, касающиеся закупки компьютеров по 44-ФЗ, в ПП от 16.09.2016 № 925;
  • С 1 сентября 2019 применяется новый перечень радиоэлектронной продукции, подпадающий под ограничения, утв. постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878. В него вошло все компьютерное оборудование с ОКПД 2 – 26: компьютеры, их запчасти, клавиатуры, принтеры, сканеры, мыши и прочее;
  • С 1 сентября 2019 утратило силу ПП от 26.09.2016 № 986.
  • С 1 сентября вступили в силу пункты 3-5, 7, 8 ПП № 878. Действие того документа распространяется на закупки, извещения о проведении которых были размещены после 1 сентября.
  • С 01.09.2019 Минпромторг должно обеспечить формирование и ведение единого реестра российской радиоэлектроники в ГИС промышленности, с 01.01.2020 обеспечить ведение реестра и возможность совершения всех действий в электронной форме.

16 сентября Минпромторг опубликовал единый реестр российской радиоэлектронной продукции согласно постановлению Правительства от 10.07.2019 № 878. Реестр состоит из двух блоков – телекоммуникационная электроника и радиоэлектронная продукция. Всего в реестре 775 позиций.

Читайте также:  Договорная или законная неустойка

Ограничения c 2019 года

Покупка компьютера по 44-ФЗ с 1 сентября 2019 до 1 сентября 2021 проводится по следующим правилам:

  1. При закупке компьютерной техники, включенной в перечень заказчик должен отклонить все заявки, содержащие предложение о поставке иностранной техники, если поданы 2, в которых:
    • к поставке предложена техника, включенная в перечень;
    • не предлагают поставить одну и ту же технику одного производителя.
    • Наличие техники в реестре подтверждается декларацией, в которой указан номер реестровой записи.

    • Ограничения на приобретение компьютеров по 44-ФЗ не устанавливаются, если в реестре отсутствует подобная техника или она не соответствует заявленным характеристикам. В этих случаях оформляется обоснование невозможности соблюсти ограничения, порядок оформлении которого утвержден ПП № 878.
    • Запрещена закупка оргтехники по 44-ФЗ, включенной в перечень и не включенной в него в ходе одной закупки (1 лота).
    • Запрещено в ходе выполнения госконтракта поставка компьютерной техники по 44-ФЗ, не включенной в перечень вместо той, что в реестре присутствует.

    Закупка комплектующих для компьютеров по 44-ФЗ производится также.

    Главное правило при покупке компьютеров и оргтехники – отдавать предпочтение российским товарам. Для этого заказчики устанавливают преференции для отечественной продукции и ограничения для иностранной.
    В техзадании нужно не только написать, какие именно товары покупаете, но и установить класс энергоэффективности. Если не установите – заплатите штраф. Читайте, что еще нужно знать заказчику при покупке оргтехники и компьютеров.

    Ограничения допуска не устанавливают в четырех случаях:

    • В реестре нет продукции, которая отвечает тому же классу, что и товар, который закупают.
    • Продукция в реестре не отвечает требованиям к характеристикам, которые установил заказчик. При этом заказчик обязан обосновать, почему не применяет национальный режим. Порядок обоснования утвердило Правительство.
    • Заказчик проводит запрос котировок за рубежом.
    • Заказчик работает в рамках пограничного сотрудничества.

    Нововведения затронули заказчиков по Закону № 223-ФЗ. При закупке радиоэлектронной продукции действуют преференции для товаров из реестра:

    Виды торгов

    Преференции

    Если участник предлагает продукцию из реестра, его заявку по стоимостному критерию оценивают с 30-процентным понижающим коэффициентом

    Если победит участник с продукцией, которой нет в реестре, договор с ним заключат по цене на 30 процентов ниже той, что предложил участник

    Особенности закупки компьютерной техники по 44-ФЗ в 2019 году

    Как купить компьютер по 44-ФЗ, если на участие в торгах не поданы 2 заявки, о которых мы рассказали раньше? Например, когда заявка, прилагающая поставку продукции, включенной в реестр только 1. Как производится закупка компьютерной техники по 44-ФЗ – 2019 в этом случае?

    Если закупка проводится путем проведения конкурса, то цена, предложенная в такой заявке, при подсчете стоимостного критерия снижается на 30%. Договор на закупку компьютеров и программного обеспечения по 44-ФЗ оформляется по цене, указанной в заявке.

    При закупке компьютеров по 44-ФЗ с помощью электронного аукциона применяется следующее правило. Если победит лицо, предлагающее иностранные товары, то договор оформляется с ним по цене, сниженной на 30% от предложенной.

    На закупку компьютеров по 44-ФЗ у единственного поставщика указанные выше правила не распространяются, т.к. они действуют при проведении конкурентных процедур. Закупка компьютеров по 44-ФЗ у единственного поставщика до какой суммы? 300 или 600 тысяч рублей (см. п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

    Техническое задание на покупку компьютеров по 44-ФЗ не обязано содержать ограничения и преференции. Эти сведения отражаются в закупочной документации. ТЗ на компьютер по 44-ФЗ содержит технические характеристики техники (требования к процессору (объем оперативной памяти и жесткого диска, требуемое программное обеспечение), требования к монитору, мушке, клавиатуре и прочее).

    Сервис проверки закупки на преимущества, ограничения и запреты от Ассистента заказчика

    Сервис проверит, входит ли ОКПД2 закупки в перечни, которые требуют установить преимущества организациям инвалидов и УИС или применить национальный режим. Дополнительно подскажет, входит ли код в аукционный перечень и перечень электронных закупок.

    Защитите себя от штрафов и будьте уверены в своей работе!

    Закупка бумаги для офисной техники по 44-ФЗ

    Для закупки бумаги для офисной техники по 44-ФЗ ограничения установлены приказом Минфина РФ от 04.06.2018 № 126н. Они распространяются на:

    • мелованную бумагу (ОКПД 2 -17.12.3.110);
    • тисненую, гофрированную, перфорированную бумагу (ОКПД 2 17.23.17).

    Точнее приказом № 126н установлены 15% преимущества для продукции, произведенной в ЕАЭС:

    • при проведении конкурса, запроса предложений и котировок оценка предложений о поставке товаров исключительно из ЕАЭС для оценки такой заявки применяется понижающий 15% коэффициент. При этом контракт оформляется по предложенной цене.
    • при проведении аукциона, если победителем становится прилагающее хотя бы 1 товар, произведенный за пределами ЕАЭС, то контракт с ним оформляется по цене, сниженной на 15%.

    Обычная бумага для печати (ОКПД 2 – 17.12.14.110) под ограничения и преимущества не подпадает.

    Ссылка на основную публикацию
    Займ на карту
    close slider

    Adblock detector